?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Виктор Богомолов перевел пленарную лекцию Аллана Холмгрена, прочитанную в прошлом году на открытии Первой европейской конференции по нарративной терапии и работе с сообществами.

Это была особая конференция, первая в Европе. Нельзя сказать, что это была конференция, первая после смерти Майкла Уайта - первой после смерти Майкла Уайта была все же Девятая международная конференция в Аделаиде, на которой почти не было представителей европейского нарративного сообщества, как по финансовым, так и по иным причинам. Смерть Майкла была сильным ударом, и в силу разных обстоятельств после нее в международном сообществе некоторое время шли волны. Некоторые люди здорово обижались на других, а некоторые мерились друг с другом степенью близости к Майклу. В общем, грустновато было.
И организаторы европейской конференции были очень обеспокоены тем, как, с одной стороны, дать пространство для признания горя, связанного со смертью Майкла, а с другой стороны, двигаться дальше без конфликтов, но взаимно обогащая друг друга.

Эта тема красной нитью проходит сквозь лекцию Холмгрена. Он старательно избегает формулировок, которые могли бы "раздуть мировой пожар", и говорит о витальности, игре и жизни.

Философия и формирование понятий в нарративной терапии. Ницше, Фуко и Делез

Comments

( 7 comments — Leave a comment )
lucy_a
May. 7th, 2010 06:48 pm (UTC)
Прочитала.
Поняла, что хочу больше находиться на той территории, где я одна или с кем-то могу подумать и сконструировать что-то новое, а не только впитать и воспроизвести.
vinichenko
May. 9th, 2010 03:50 pm (UTC)
Спасибо Виктору!

У меня по прочтении сложилось довольно определенное впечатление, что вся эта "ницшеанская" линия не ухватывает одного важного компонента реального нарративного подхода - позитивной роли сообщества. Как правило, общество/сообщество в ней играет роль негативную - источника некритически (и часто неосознанно) усваиваемых нами представлений о том, что "мы должны поддерживать доверительные отношения с коллегами" (даже если не склонны им доверять), "легко относиться к проблемам" и т.п. Не то, чтобы это обязательно "философия агрессивного индвидуализма" (как могли бы написать о Ницше в свое время), но сообщество в ней не играет сколько-нибудь существенной роли. Мы не обязаны танцевать ницшеанские танцы в одиночку, но коллективный характер (в исходной трактовке этих танцев) вряд ли добавит к ним что-то важное. Ускользать в одиночку или ускользать в составе группы-сообщества? - я пока не встречал указаний на то, для Делеза это существенно меняет дело (хотя, возможно, где-то в его текстах такие указания имеются). Фуко, цитируемый в статье, говорит о "реципрокности", но лишь в связи с фундаментальным, непреодолимым разрывом. Мы не можем понимать друг друга, можем лишь (в лучшем случае) вдохновлять. Согласуется ли с этим практика нарративного подхода? Все эти обмены посланиями, письмами, откликами на отклики и т.п.? Мне кажется, что эти практики исходят из того, что взаимное понимание (а не только взаимное вдохновение) все же возможно. Так что нужны еще какие-то теоретические основания, не вместо, а в дополнение к.
llynden
May. 9th, 2010 04:02 pm (UTC)
спасибо, Вадим :)

я бы здесь сказала, что мы имеем несколько направлений в рамках нарративной практики. Есть люди, которые больше склоняются к индивидуальной терапевтической работе и коучингу, есть люди, которые больше склоняются к работе с сообществами. Во многом это определяется их собственным социальным происхождением (за редкими исключениями). Датчане, за редкими исключениями, люди состоятельные и у них очень сильно, в сравнении с некоторыми австралийцами, например, Майклом Уайтом (из семьи рабочих) и Шерил Уайт (из семьи небогатых фермеров), "интернализованное доминирование".
Я еще имею подозрение, что неупоминание практики работы с сообществами в этой лекции - тоже своего рода политический акт, связанный с имевшими тогда место в нарративном сообществе трениями.

Теоретические основания работы с сообществами - это, в первую очередь, педагогика освобождения Пауло Фрейре, а также работы авторов феминистского направления, опирающиеся на критическую теорию. Сейчас к ним добавились еще работы Исаака Приллельтенского по критической психологии.
vinichenko
May. 9th, 2010 08:08 pm (UTC)
Ага, понятно. Но я здесь не совсем об этом (хотя твое замечание тоже существенно). Даже если мы возьмем исключительно "индивидуальный" полюс нарративной практики, оставив в стороне работу с сообществами, на этом полюсе мы, скорее всего, увидим не только деконструкцию проблемной истории типа "вспомните, откуда вы узнали эту 'очевидную' вещь", но и своего рода выстраивание "микросообщества поддержки". "Кто бы не удивился, узнав об этом нетипичном для проблемной истории эпизоде?", "а не хотите ли вы ему написать?", "а вот что написал в свое время мой клиент для тех, кто сталкивается с аналогичными проблемами". По-видимому, такое обращение к другим людям как позитивному фактору является неотъемлемой частью нарративного подхода, даже вне работы с сообществами, а "ницшеанская" линия этого не ухватывает. Возможно, здесь релевантно "социальное конструирование реальности", Бергер-Лукман и т.п. Некоторые методы нарративного подхода можно описать (сильно утрируя!) примерно так: "Давай сформируем такое (со)общество, которое будет (или вместе с которым ты сможешь) конструировать предпочитаемую тобой реальность".
vinichenko
May. 9th, 2010 08:45 pm (UTC)
Ну и вот, кстати, из твоего же параллельного поста, по Тернеру и Брунеру:

Полагается, что подтверждение подлинности (authentication) переживания человека и, соответственно, его заявлений о том, кем он является (claims of identity), возможно только посредством свидетельствования (witnessing), при котором поведение и выражения (utterances) другого человека служат "отражающей поверхностью" (reflecting surface) для опыта человека-в-центре.

Тоже вполне себе теоретическое основание.
angry_frog
May. 13th, 2010 10:18 am (UTC)
Мне кажется, что "ницшеанская" линия не противоречит ориентации на сообщество и связи, скорее исходя из такой позиции, это разные голоса из разных мест, которые создают одну беседу-историю, у которой всегда будет некоторый ресурс для нового понимания.
llynden
May. 13th, 2010 11:38 am (UTC)
и такое мнение тоже есть :) и в этом мнении много возможностей. Очень много усилий вкладывается в то, чтобы это была действительно "одна беседа-история".
( 7 comments — Leave a comment )

Profile

dreaming things up
llynden
Daria Kutuzova

Latest Month

August 2019
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Powered by LiveJournal.com
Designed by Jared MacPherson